Направления по устранению экологических последствий

Потребление ископаемых видов топлива в мире возрастает. В XXI в. в технически развитых странах потребление энергии возрастет в 6-7 раз, каж

Подробнее

Загрязнение воздуха

В крупных городах доля загрязнения воздуха автотранспортом достигает 70-80% от общего уровня загрязнения, что сильно сокращает среднюю п

Подробнее

Нерешенные проблемы безопасности

Сооружение АЭС сегодня, к сожалению, связано с нерешенными проблемами безопасности, с вероятным риском катастроф, чреватых глобальными

Подробнее

Загрязнение гидросферы

Tpeтьим эффектом энергосбережения является сохранение гидросферы. Беларусь имеет густую речную сеть, десятки тысяч водоемов, озер разно

Подробнее

Токсичные выбросы

В настоящее время электростанции Беларуси работают на мазуте и природном газе, при сжигании которых в атмосферу поступают газообразные

Подробнее

Контакты

Город: Липецк
Улица: Гагарина, 110
Телефон: +7 (4742) 30-70-02
E-mail: mail@energybalance.ru

Опрос

Считаете ли вы солнечную энергию безопасной?



Научно-технический потенциал торфяной промышленности России - Добыча топливного фрезерного торфа

Индекс материала
Научно-технический потенциал торфяной промышленности России
Добыча топливного фрезерного торфа
Промышленный транспорт топливного торфа
Добыча кускового торфа
Искусственное обезвоживание торфа
Брикетирование торфа
Комплексные торфоперерабатывающие производства
Производства на основе термического разложения торфа
комплексных технико-экономических исследований ЭНИН, Гипромез
актуальность задачи рационального использования торфа
Торфогеология
Работы за рубежом
Торфоперерабатывающие производства на основе процессов гидролиза и экстракции
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ 1 И 2
Все страницы

2.1. Добыча топливного фрезерного торфа
Сущность фрезерного способа добычи торфа, преобладающего в настоящее время в стране (в 2000 году – более 98%), состоит в послойно-поверхностной разработке торфяной залежи с последующей естественной сушкой крошки на поле. Технологический процесс добычи торфа этим способом состоит из цикла последовательных операций: фрезерования, ворошения, валкования, уборки и штабелевания, выполняемых системой самоходных и прицепных к тракторам машин, выбор которой определяется способом уборки торфа – механическим или пневматическим. Наибольшее распространение на уборке фрезерного торфа получили бункерные (кузовные) машины, распространению которых способствовала простота их конструкции, возможность использования на залежах любой характеристики, на предприятиях любой мощности и высокая мобильность. Однако, неоднократно проводившиеся технико-экономические сравнения добычи фрезерного торфа с применением этих и других машин показали, что все сравниваемые варианты оказались в сопоставимых условиях практически равноэкономичными (+ 3-5%). Причина состояла в том, что модификация только торфоуборочных машин либо не затрагивала остальных, кроме уборки, технологических операций, либо касалась их лишь в той мере, в какой это вызвано особенностями принятой схемы и средств механизации уборки торфа. Поэтому эта модификация не могла существенно повлиять ни на фондоемкость добычи, включая содержание и ремонт площадей, ни на ее трудоемкость (т.к. доля в ней уборки торфа не превышает 9-10%) и, следовательно, и на сравнительную экономическую эффективность.

В этой связи заслуживает внимания технологическая схема добычи фрезерного торфа с раздельной уборкой в укрупненные валки.

В течение периода наращивания валков по этой схеме (6-12 дней) в торфодобывающих районах вероятны осадки, но их уровень, по данным метеонаблюдений, не превышает уровня испаряемости. К тому же поглощается только часть осадков и его влажность в валке со временем снижается. Это позволяет примерно вдвое продлить уборку торфа и вывозить его из валков в штабель независимо («раздельно») от технологических операций фрезерования, ворошения и валкования. Такая особенность новой технологической схемы позволила сократить повторяемость валкования в технологическом цикле, повысить степень использования благоприятных погодных условий и надежность всего технологического процесса. Сокращение числа и удельной поверхности укрупненных складочных единиц способствует снижению потерь торфа при его хранении и погрузке. Создается возможность расположения штабелей вдоль постоянных дорог и отказа от временных путей.

Опробование новой технологической схемы в производственных условиях показало, что она позволяет увеличить сезонные сборы торфа с 1 га более чем на 20%, сократить численность трудящихся на 11-14% и соответственно увеличить производительность труда (в тоннах товарного торфа) на 19-22%. Снижение удельных капиталовложений и себестоимости 1 т торфа составляло 9-11%.

Предстоящее на ближайшие годы развитие добычи фрезерного торфа планируется осуществить в основном на базе технологической схемы с раздельной уборкой торфа.

Обзор современных направлений технического развития добычи торфа показывает, что резервы повышения ее эффективности за счет улучшения использования погодных условий в сезоне еще не вполне исчерпаны. Поэтому совершенствование существующих технологических процессов и оборудования сезонной добычи торфа остается целесообразным, во всяком случае – на ближайший период. Вместе с тем сезонностью добычи обусловлены объективные границы возможного на этой основе повышения эффективности и надежности производства. Поэтому долгосрочной, стратегической задачей торфяной промышленности и науки является существенное продление сезона добычи, ограничение влияния сезонности добычи торфа, а в дальнейшем и полное его преодоление на основе экономически эффективного и надежного круглогодичного торфодобывающего производства.

Заметим, что исследования в этом направлении ведутся, однако до сих пор их эффективность, хотя и выявляется в результате экономических расчетов, но еще невелика. Одной из причин этого, по нашему мнению, является стремление максимально использовать существующее и даже ранее применявшееся оборудование. Это действительно может ускорить разработку и освоение нового производства, но применение оборудования, не создававшегося специально для круглогодичного торфодобывающего производства, будет ограничивать его эффективность. Наиболее эффективным представляется создание технологического процесса круглогодичной добычи торфа на принципиально новой технической основе. В любом случае переход на продление сезона добычи торфа повышенной влажности, на круглогодичную добычу торфа-сырца и его искусственное обезвоживание тем или иным способом будет наиболее эффективным в ряде перспективных для торфяной промышленности регионах (особенно на севере Европейской части России и Западной Сибири, где характерно ухудшение условий и показателей добычи фрезерного торфа с полевой сушкой вплоть до ее практической нецелесообразности).



Светлое будущее

News image

Большую поддержку CSP получили от международной группы учёных и инженеров, называемой «Trans-Mediter...

Инструмент энергетической политики

News image

Государство может установить льготные энергетические тарифы для отдельных предприятий, продукция кот...